Создаём описания.
+1
Голосов: 1
Создаём описания.
Александр Николаевич Бирюков
Как следует из самого понятия, задача описания – представить читателю мир, его компоненты и, конечно же, героев в том виде, в котором их восприняли бы органы чувств.
Описание бывает трёх видов:
1. Портрет – описание героя;
2. Пейзаж – описание местности;
3. Интерьер – описание помещения.
Функции любого описания таковы:
1. Помочь читателю представить себе визуально героя, предмет, явление;
2. Показать через описание внешности характер героя, через интерьер характер хозяина, через пейзаж характер жителей местности;
3. Показать через изменение описания одного и того же предмета, явления, героя эволюцию персонажа или отношений между персонажами, новый характер жизни;
4. Показать отношение разных персонажей к герою, предмету, явлению с помощью акцентирования внимания на тех или иных деталях;
5. Создать атмосферу;
6. Затормозить действие или совсем остановить его.
Портрет .
Для сколь-нибудь значительных персонажей первая и вторая функции всегда объединяются в одну. Когда же первая функция выполняется изолированно? Тогда, когда герой не очень важен. Автор в этом случае указывает на наиболее яркие детали его внешности, дабы персонаж не был бледным пятном и читатель смог его «увидеть». Однако это не всё.
Первая функция выполняется изолированно тогда, когда автор не хочет раскрывать характер героя сразу. В этом случае писатель также ограничивается несколькими деталями, которые позволят читателю «увидеть» (но не «разглядеть») персонаж, а дальнейшее будет постепенно раскрываться по ходу действия. И, наконец, третий случай – когда внешность героя заурядна, никак его не характеризует и не играет дальше никакой роли. Так представляют читателю «серых мышек», которые потом оказываются «серыми кардиналами» сюжета. Именно после такой метаморфозы читатель и получает те внешние особенности героя, которые помогают раскрыть его характер. При первом же знакомстве весь портрет такого персонажа может состоять из комплекции и цвета одежды. Этого бывает вполне достаточно.
Насколько подробно надо описывать внешность? Для реализации конкретно этой функции достаточно нескольких штрихов. «Вошёл невысокий старик с коричневым чемоданом в руке». Хотя, Дюма описывал героев настолько подробно, что уделял внимание мельчайшим деталям их одежды, не говоря уже о лице. Нередко такие описания занимают по две-три страницы.
Вторая функция самая известная. Начиная со школы по портрету ученики определяют характер героя. И это верно, поскольку внешнее всегда соотносится с внутренним. Самая простая связь – прямая. Потерявший от мелочной жадности человеческое достоинство Плюшкин выглядит, не как дворянин, а как старая, неряшливая ключница. Но связь может быть не столь очевидной. Герой может притворяться не тем, кто он есть. Он маскирует отрицательные черты характера позитивной внешностью, поэтому «положительный» вид не обязательно говорит о том, что герой тоже положительный. Это может быть свидетельством его двуличия. Иногда яркий характер никак не соотносится с весьма заурядной внешностью: «Среднего роста, плечистый и крепкий, ходит он в белой футболке и кепке. Знак ГТО на груди у него. Больше не знают о нём ничего» (С.Я. Маршак «Рассказ о неизвестном герое»). Этот приём используется тогда, когда автор подчёркивает, что выдающийся характер далеко не обязательно заключён внутри людей с выдающейся внешностью. Совершить геройский поступок может не только принц в сияющих доспехах, с горящими благородными глазами и развевающимся в лучах солнца стягом. Чтобы приносить страдания людям, совершенно не обязательно иметь мертвецки бледное лицо, чёрную мантию и смеяться демоническим, инфернальным смехом. И в первом, и во втором случае это может быть «парень с нашего двора», которого, пройдя мимо, и не заметишь – настолько обычная у него внешность.
Более подробно останавливаться на раскрытии этих особенностей нет смысла – у всех нас перед глазами множество примеров описания, где внешность героя коррелирует с характером.
Также, как и в случае первой функции, внешность героя и его характер может раскрываться постепенно. Вначале автор указывает на какие-то детали портрета, которые раскрывают в герое некоторые черты, факты биографии. Затем, по мере развития сюжета, когда герой успеет совершить ряд поступков, автор ещё приподнимает завесу над внешностью героя – к этому времени характер персонажа виден не только по портрету, но и по поступкам. Новые детали внешности -дополнительные элементы в мозаику. Либо диссонируют с поступками – тогда есть повод задуматься о том, что герой выдаёт себя за того, кем не является (как в положительную, так и в отрицательную сторону). Кстати, герой, портрет которого (и черты характера тоже) подаются постепенно, выглядит более загадочным, чем тот, вся характеристика которого выдаётся при первом же знакомстве с ним.
Как описывать внешность? Есть несколько нюансов.
Характер описания портрета. В древних легендах архетипичные герои имели стереотипное описание с небольшими вариациями (см. русские былины). Поэтому в литературе, так или иначе связанной с архетипами (фэнтези, книги-притчи и т.п.) вполне допустимо стереотипное описание героя. Всё зависит от степени стилизации под древнюю легенду. Толкин, создавая ни много, ни мало мифологию для Англии, был вынужден применять архетипы. Иначе на мифологию это не тянуло бы. «Осовремененное» фэнтези отходит от строгих канонов легенды и вполне свободно оперирует разнообразными образами героев. Соответственно демократичное отношение к описаниям.
Как подавать? Первый вариант – сразу при знакомстве читателя с героем. Это не обязательно должно быть то место, где впервые звучит имя персонажа. Какую-то часть времени даже главный герой может пребывать лишь в виде имени, но однажды, когда для этого будет самое время, читатель получит полную характеристику героя. То загадочное имя приобретёт телесное воплощение. В эпоху классицизма, сентиментализма, романтизма и раннего реализма было принято давать исчерпывающую характеристику героя при первом же знакомстве читателя с ним. Примеры – описания героев Фильдинга, Джорджа Смоллета, Карамзина, Пушкина, Вальтера Скотта, Стивенсона. Такое иногда применяется и сейчас, но редко. Второй вариант – дробная подача, о чём уже было сказано выше.
Подробность, объём описания. О Дюма я уже писал. Он был склонен к предельно подробным описаниям, где детали уже не играли никакой роли по отношению к характеру героя. Очень подробные описания встретим и у Гоголя, хотя у него каждая мелочь работает на раскрытие характера персонажа. Сейчас, в век высоких скоростей и избытка информации длинные, детальные описания воспринимаются скорее отрицательно даже в современной реалистической прозе, не говоря уже о жанровой литературе. Большой блок портрета героя скорее всего будет пропущен читателем, и автор не достигнет своей цели. Выход прост: описывать только наиболее яркие, характерные детали внешности персонажа и делать это предельно чётко, не растекаясь мыслями по древу. Второй выход – подавать описания дробно.
Третья функция реализуется только в динамике – при сравнении портрета героя на разных этапах развития сюжета. Прекрасный пример – Иудушка Головлёв. Его деградация показана в том числе через портрет. Отнесём сюда же героев «Графа Монте-Кристо». Отрицательные персонажи перед написанием доноса на Дантеса, в момент появления графа Монте-Кристо и когда осуществляется мщение. Татьяна, героиня романа «Евгений Онегин» в момент первого знакомства читателя с ней и в то время, когда она уже стала женой генерала. Замечательные и очень динамичные примеры эволюции героев, которая показана и в том числе через портрет, найдём в рассказах Чехова, например, в «Ионыче».
Приёмы преподнесения читателю те же, что и в предыдущих пунктах.
Четвёртая функция. Показать характеры героев можно не только через их собственный портрет, но и через восприятие ими портретов или деталей внешности других людей. Обыватель Ватсон не замечает во внешности людей столько важных деталей, как Холмс. Открытый, доверчивый человек увидит на лице собеседника улыбку и только, скептик же заметит, что глаза визави при этом вовсе не улыбаются, и заподозрит подвох. Мрачный персонаж даже на красивых лицах будет искать бородавки, а на одежде – пятна. Герой, всецело поглощённый собственным счастьем или горем, может вообще не обращать внимания на других людей, сколько бы яркой ни была их внешность. Человек, витающий в облаках, при взгляде на вышитую одежду прохожего станет мечтать об экзотических странах, прагматик подсчитает, сколько золотой нити и часов труда ушло на изготовление этого платья, человек с коммерческой жилкой прикинет, за сколько можно было бы купить и продать эту вещь. К этой же функции относится и демонстрация взаимоотношений между героями. Если они ненавидят друг друга, то каждого из них будет раздражать любая, даже самая положительная деталь внешности другого.
Как преподносить? Универсальный вариант – через обыгрывание наиболее яркой детали портрета. Она бросается в глаза персонажу, вызывая те или иные ассоциации, эмоции, заставляя действовать так или иначе. Если нужно развернуть более подробно, то главное не переборщить, дабы не погрязнуть в мелких деталях. Исключение – демонстрация взаимоотношений между персонажами. Парень, влюблённый в девушку, будет восторгаться каждой её родинкой, складочкой платья, выискивая новые и новые детали для восторга. То же самое, но с отрицательным знаком, применимо для людей, ненавидящих друг друга.
Пятая функция. Портрет так же участвует в создании определённой атмосферы в произведении. Здесь играет роль внешность, характерная для той или иной обстановки. На атмосферу разрухи и работает грязный, неухоженный, полузвериный вид героя, на обстановку ужаса, террора – подавленный, запуганный, растерянный вид, заторможенность (от испуга) или наоборот, излишняя суетливость. Для того, чтобы создать ту или иную атмосферу, нужно выделить основополагающие эмоции, которые она должна вызывать и делать так, чтобы эти эмоции передались читателю через описание. Атмосфера той или иной эпохи, того или иного народа, той или иной социальной группы создаётся деталями, характерными для типичного представителя этих эпохи, народа, класса.
Шестая функция. Иногда читателю надо отдохнуть от динамичного сюжета. Бывают также моменты, когда дальнейшее повествование невозможно без более или менее детального представления героя читателю. В таких местах автор приостанавливает или вовсе прерывает действия, раздвигает элементы сюжета и в образовавшуюся нишу вставляет портрет героя. Это так называемая дескриптивная пауза. Надо помнить, что этот приём работает только тогда, когда одно событие уже произошло (одна перипетия уже разрешилась), а второе ещё не началось. Ни в коем случае нельзя вставлять любое описание вообще и портрет в частности в места, где сюжет динамично развивается. Описание это пауза, а пауза, вклинившаяся в поток событий, тормозит движение и превращает этот поток в ленивое болото. Сюжет провисает, читатель обманут, поскольку втянулся в бег и вдруг споткнулся о ваше неуместное описание. Ещё нужно помнить, что изобилие описаний вообще, где бы они не находились, делает сюжет рыхлым и вялым. Если в философской прозе это ещё простительно, и то далеко не всегда, то в жанровой литературе это приговор книге. Читатель ждёт напряжённого конфликта, противостояния, которое не остывает ни на миг, а не статичных зарисовок, где детализация граничит с патологической обстоятельностью, характерной для эпилептического слабоумия.
Существуют портрет-описание, портрет-сравнение и портрет-впечатление.
Портрет-описание состоит из ряда объективных деталей, присущих внешности героя ("У него был длинный нос и мутный взгляд"). Портрет-сравнение основан на сходстве черт героя с таковыми у животного, растения ("нос словно клюв дятла, а взгляд не прозрачнее закопчённого стекла"). Портрет-впечатление показывает тот суммарный образ, который создаётся в сознании того, кто смотрит на героя ("лицо будто вантуз припечатали и оторвали").
Александр Николаевич Бирюков
Как следует из самого понятия, задача описания – представить читателю мир, его компоненты и, конечно же, героев в том виде, в котором их восприняли бы органы чувств.
Описание бывает трёх видов:
1. Портрет – описание героя;
2. Пейзаж – описание местности;
3. Интерьер – описание помещения.
Функции любого описания таковы:
1. Помочь читателю представить себе визуально героя, предмет, явление;
2. Показать через описание внешности характер героя, через интерьер характер хозяина, через пейзаж характер жителей местности;
3. Показать через изменение описания одного и того же предмета, явления, героя эволюцию персонажа или отношений между персонажами, новый характер жизни;
4. Показать отношение разных персонажей к герою, предмету, явлению с помощью акцентирования внимания на тех или иных деталях;
5. Создать атмосферу;
6. Затормозить действие или совсем остановить его.
Портрет .
Для сколь-нибудь значительных персонажей первая и вторая функции всегда объединяются в одну. Когда же первая функция выполняется изолированно? Тогда, когда герой не очень важен. Автор в этом случае указывает на наиболее яркие детали его внешности, дабы персонаж не был бледным пятном и читатель смог его «увидеть». Однако это не всё.
Первая функция выполняется изолированно тогда, когда автор не хочет раскрывать характер героя сразу. В этом случае писатель также ограничивается несколькими деталями, которые позволят читателю «увидеть» (но не «разглядеть») персонаж, а дальнейшее будет постепенно раскрываться по ходу действия. И, наконец, третий случай – когда внешность героя заурядна, никак его не характеризует и не играет дальше никакой роли. Так представляют читателю «серых мышек», которые потом оказываются «серыми кардиналами» сюжета. Именно после такой метаморфозы читатель и получает те внешние особенности героя, которые помогают раскрыть его характер. При первом же знакомстве весь портрет такого персонажа может состоять из комплекции и цвета одежды. Этого бывает вполне достаточно.
Насколько подробно надо описывать внешность? Для реализации конкретно этой функции достаточно нескольких штрихов. «Вошёл невысокий старик с коричневым чемоданом в руке». Хотя, Дюма описывал героев настолько подробно, что уделял внимание мельчайшим деталям их одежды, не говоря уже о лице. Нередко такие описания занимают по две-три страницы.
Вторая функция самая известная. Начиная со школы по портрету ученики определяют характер героя. И это верно, поскольку внешнее всегда соотносится с внутренним. Самая простая связь – прямая. Потерявший от мелочной жадности человеческое достоинство Плюшкин выглядит, не как дворянин, а как старая, неряшливая ключница. Но связь может быть не столь очевидной. Герой может притворяться не тем, кто он есть. Он маскирует отрицательные черты характера позитивной внешностью, поэтому «положительный» вид не обязательно говорит о том, что герой тоже положительный. Это может быть свидетельством его двуличия. Иногда яркий характер никак не соотносится с весьма заурядной внешностью: «Среднего роста, плечистый и крепкий, ходит он в белой футболке и кепке. Знак ГТО на груди у него. Больше не знают о нём ничего» (С.Я. Маршак «Рассказ о неизвестном герое»). Этот приём используется тогда, когда автор подчёркивает, что выдающийся характер далеко не обязательно заключён внутри людей с выдающейся внешностью. Совершить геройский поступок может не только принц в сияющих доспехах, с горящими благородными глазами и развевающимся в лучах солнца стягом. Чтобы приносить страдания людям, совершенно не обязательно иметь мертвецки бледное лицо, чёрную мантию и смеяться демоническим, инфернальным смехом. И в первом, и во втором случае это может быть «парень с нашего двора», которого, пройдя мимо, и не заметишь – настолько обычная у него внешность.
Более подробно останавливаться на раскрытии этих особенностей нет смысла – у всех нас перед глазами множество примеров описания, где внешность героя коррелирует с характером.
Также, как и в случае первой функции, внешность героя и его характер может раскрываться постепенно. Вначале автор указывает на какие-то детали портрета, которые раскрывают в герое некоторые черты, факты биографии. Затем, по мере развития сюжета, когда герой успеет совершить ряд поступков, автор ещё приподнимает завесу над внешностью героя – к этому времени характер персонажа виден не только по портрету, но и по поступкам. Новые детали внешности -дополнительные элементы в мозаику. Либо диссонируют с поступками – тогда есть повод задуматься о том, что герой выдаёт себя за того, кем не является (как в положительную, так и в отрицательную сторону). Кстати, герой, портрет которого (и черты характера тоже) подаются постепенно, выглядит более загадочным, чем тот, вся характеристика которого выдаётся при первом же знакомстве с ним.
Как описывать внешность? Есть несколько нюансов.
Характер описания портрета. В древних легендах архетипичные герои имели стереотипное описание с небольшими вариациями (см. русские былины). Поэтому в литературе, так или иначе связанной с архетипами (фэнтези, книги-притчи и т.п.) вполне допустимо стереотипное описание героя. Всё зависит от степени стилизации под древнюю легенду. Толкин, создавая ни много, ни мало мифологию для Англии, был вынужден применять архетипы. Иначе на мифологию это не тянуло бы. «Осовремененное» фэнтези отходит от строгих канонов легенды и вполне свободно оперирует разнообразными образами героев. Соответственно демократичное отношение к описаниям.
Как подавать? Первый вариант – сразу при знакомстве читателя с героем. Это не обязательно должно быть то место, где впервые звучит имя персонажа. Какую-то часть времени даже главный герой может пребывать лишь в виде имени, но однажды, когда для этого будет самое время, читатель получит полную характеристику героя. То загадочное имя приобретёт телесное воплощение. В эпоху классицизма, сентиментализма, романтизма и раннего реализма было принято давать исчерпывающую характеристику героя при первом же знакомстве читателя с ним. Примеры – описания героев Фильдинга, Джорджа Смоллета, Карамзина, Пушкина, Вальтера Скотта, Стивенсона. Такое иногда применяется и сейчас, но редко. Второй вариант – дробная подача, о чём уже было сказано выше.
Подробность, объём описания. О Дюма я уже писал. Он был склонен к предельно подробным описаниям, где детали уже не играли никакой роли по отношению к характеру героя. Очень подробные описания встретим и у Гоголя, хотя у него каждая мелочь работает на раскрытие характера персонажа. Сейчас, в век высоких скоростей и избытка информации длинные, детальные описания воспринимаются скорее отрицательно даже в современной реалистической прозе, не говоря уже о жанровой литературе. Большой блок портрета героя скорее всего будет пропущен читателем, и автор не достигнет своей цели. Выход прост: описывать только наиболее яркие, характерные детали внешности персонажа и делать это предельно чётко, не растекаясь мыслями по древу. Второй выход – подавать описания дробно.
Третья функция реализуется только в динамике – при сравнении портрета героя на разных этапах развития сюжета. Прекрасный пример – Иудушка Головлёв. Его деградация показана в том числе через портрет. Отнесём сюда же героев «Графа Монте-Кристо». Отрицательные персонажи перед написанием доноса на Дантеса, в момент появления графа Монте-Кристо и когда осуществляется мщение. Татьяна, героиня романа «Евгений Онегин» в момент первого знакомства читателя с ней и в то время, когда она уже стала женой генерала. Замечательные и очень динамичные примеры эволюции героев, которая показана и в том числе через портрет, найдём в рассказах Чехова, например, в «Ионыче».
Приёмы преподнесения читателю те же, что и в предыдущих пунктах.
Четвёртая функция. Показать характеры героев можно не только через их собственный портрет, но и через восприятие ими портретов или деталей внешности других людей. Обыватель Ватсон не замечает во внешности людей столько важных деталей, как Холмс. Открытый, доверчивый человек увидит на лице собеседника улыбку и только, скептик же заметит, что глаза визави при этом вовсе не улыбаются, и заподозрит подвох. Мрачный персонаж даже на красивых лицах будет искать бородавки, а на одежде – пятна. Герой, всецело поглощённый собственным счастьем или горем, может вообще не обращать внимания на других людей, сколько бы яркой ни была их внешность. Человек, витающий в облаках, при взгляде на вышитую одежду прохожего станет мечтать об экзотических странах, прагматик подсчитает, сколько золотой нити и часов труда ушло на изготовление этого платья, человек с коммерческой жилкой прикинет, за сколько можно было бы купить и продать эту вещь. К этой же функции относится и демонстрация взаимоотношений между героями. Если они ненавидят друг друга, то каждого из них будет раздражать любая, даже самая положительная деталь внешности другого.
Как преподносить? Универсальный вариант – через обыгрывание наиболее яркой детали портрета. Она бросается в глаза персонажу, вызывая те или иные ассоциации, эмоции, заставляя действовать так или иначе. Если нужно развернуть более подробно, то главное не переборщить, дабы не погрязнуть в мелких деталях. Исключение – демонстрация взаимоотношений между персонажами. Парень, влюблённый в девушку, будет восторгаться каждой её родинкой, складочкой платья, выискивая новые и новые детали для восторга. То же самое, но с отрицательным знаком, применимо для людей, ненавидящих друг друга.
Пятая функция. Портрет так же участвует в создании определённой атмосферы в произведении. Здесь играет роль внешность, характерная для той или иной обстановки. На атмосферу разрухи и работает грязный, неухоженный, полузвериный вид героя, на обстановку ужаса, террора – подавленный, запуганный, растерянный вид, заторможенность (от испуга) или наоборот, излишняя суетливость. Для того, чтобы создать ту или иную атмосферу, нужно выделить основополагающие эмоции, которые она должна вызывать и делать так, чтобы эти эмоции передались читателю через описание. Атмосфера той или иной эпохи, того или иного народа, той или иной социальной группы создаётся деталями, характерными для типичного представителя этих эпохи, народа, класса.
Шестая функция. Иногда читателю надо отдохнуть от динамичного сюжета. Бывают также моменты, когда дальнейшее повествование невозможно без более или менее детального представления героя читателю. В таких местах автор приостанавливает или вовсе прерывает действия, раздвигает элементы сюжета и в образовавшуюся нишу вставляет портрет героя. Это так называемая дескриптивная пауза. Надо помнить, что этот приём работает только тогда, когда одно событие уже произошло (одна перипетия уже разрешилась), а второе ещё не началось. Ни в коем случае нельзя вставлять любое описание вообще и портрет в частности в места, где сюжет динамично развивается. Описание это пауза, а пауза, вклинившаяся в поток событий, тормозит движение и превращает этот поток в ленивое болото. Сюжет провисает, читатель обманут, поскольку втянулся в бег и вдруг споткнулся о ваше неуместное описание. Ещё нужно помнить, что изобилие описаний вообще, где бы они не находились, делает сюжет рыхлым и вялым. Если в философской прозе это ещё простительно, и то далеко не всегда, то в жанровой литературе это приговор книге. Читатель ждёт напряжённого конфликта, противостояния, которое не остывает ни на миг, а не статичных зарисовок, где детализация граничит с патологической обстоятельностью, характерной для эпилептического слабоумия.
Существуют портрет-описание, портрет-сравнение и портрет-впечатление.
Портрет-описание состоит из ряда объективных деталей, присущих внешности героя ("У него был длинный нос и мутный взгляд"). Портрет-сравнение основан на сходстве черт героя с таковыми у животного, растения ("нос словно клюв дятла, а взгляд не прозрачнее закопчённого стекла"). Портрет-впечатление показывает тот суммарный образ, который создаётся в сознании того, кто смотрит на героя ("лицо будто вантуз припечатали и оторвали").
872 просмотра
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!